Категории

Наука басового овердрайва

Наука басового овердрайва

Откройте для себя несколько секретов мастерства для достижения желаемого звучания гитары!
Анализ основных аспектов звукообразования поможет вам покорить сцену

Для начала небольшое замечание, способно вызвать волну негативных эмоций у каждого бас гитариста о том, что бас-гитара - обычная гитара, у которой на 2 струны меньше и на которой вдвое легче играть. Это утверждение не является истиной, однако недалеко от правды.

Бас гитара (при условии хорошей игры) является одним из самых выразительных инструментов на сцене. Независимо от стиля и техники исполнителя, она становится средством, с помощью которого гитаристы могут выразить все свои эмоции, подавая их в виде ритмичных композиций. Чтобы стать настоящим мастером игры на бас-гитаре могут потребоваться годы, а также десятки лет. Некоторые учятся этому на протяжении всей жизни.

Вместе с ударными инструментами, бас играет роль "двигателя" для композиции, задавая ритм всем исполнителям. Хотя, время от времени, бас-гитара все же отходит на задний план.

В звучании этого инструмента важно все: струны, материал корпуса, усилитель, и, если эти составляющие удачно подобраны, то с таким инструментом хороший музыкант имеет все шансы покорить сцену.

Самое главное и одновременно самое сложное задание для каждого гитариста - подобрать для себя именно ТОТ, оптимальный звук и удачно его усилить, предоставив звучанию гитары особую привлекательность. Как не навредить динамикам и насыщенности обертонами, выставив регулятор усилителя на отметку "11"?

Именно это называется "искусством басового овердрайва", где есть несколько факторов, которые необходимо учитывать при создании динамического басового звука. Эти основные четыре фактора, о чем пойдет речь, были взяты компанией BOSS во внимание и положены в основу работы педали эффектов BOSS BB-1X Bass Driver.

Независимо от того, нужно ли настроить звук для записи на студии или на сцене, - пора испытать свой инструмент. Проанализировав звучание гитары с "научной" точки зрения, становится понятным, чего именно следует ожидать от педали басового овердрайва.

Вы можете достичь невероятного успеха благодаря этим четырем факторам:

ОБЕРТОНЫ и ЧАСТОТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Или когда-нибудь вы задавались вопросом, почему бас-гитара и виолончель звучат по-разному при воспроизведении одинаковых нот? Хотя ноты и одинаковые, однако количество оборотов различна, из-за чего бас-гитара имеет свое особое звучание.

Тип корпуса, струны, медиаторы, техника игры (и многие другие детали) влияют на количество обертонов и динамику звучания инструмента. Так, например, во время интенсивной игры правой рукой с медиатором по сравнению с пальцевой техникой игры у подставки гитары добываются два различных в тембральном отношении звучания, каждое из которых может использоваться гитаристом в зависимости от желания. Это как разница между днем и темным временем суток - или как Lemmy и Jaco.

Очень важно, чтобы после усиления гитарного звука в нем оставались природные обертоны. Это не только придаст выразительности звучанию, но и обеспечит глубокую детализацию, передавая все нюансы игры.

Этот важный фактор не следует упускать, особенно перед усилением сигнала и добавлением эффектов овердрайва или дисторшн. При использовании обычных гитарных педалей с целью достижения мощного и пробивного звука, их суженный частотный диапазон становится причиной неестественного звучания инструмента. Более того, низкие ноты могут звучать приглушенно при попытке достичь прозрачного и качественного басового овердрайва. По мере добавления эффекта овердрайва (его углубления) уменьшается чувствительность, ограничивает ваши возможности.

Использование обычных гитарных педалей - не лучшая возможность для бас-гитары, если вы ставите своей целью достижение такого звучания, которое бы базировалось на природном и усиленном звучании инструмента. Вы бы не стали использовать простые струны для бас-гитары, не так ли? Вот почему вопрос выбора педали басового овердрайва не должен подниматься.

ВЫРАВНИВАНИЕ ЧАСТОТ

Следующим этапом после усиления основного сигнала является изменение его частотных характеристик при помощи эквалайзера (EQ). Хороший предварительный усилитель обязательно имеет эквалайзер, разработанный специально под конкретный инструмент. Иначе бас-гитара будет звучать не совсем так, как это нужно, после использования гитарных педалей.

Гитарные педали разрабатываются специально под определенный диапазон частот, который лучше всего подходит для гитары. Вот почему выбор специализированной педали басового овердрайва является настолько важным, иначе после применения эквалайзера будет ощущаться негативное влияние на низких частотах. И наоборот, качественный эквалайзер позволяет усилить нужные и забрать определенные частоты.

Например, чтобы предоставить выразительности звучанию гитары во время игры с медиатором, можно поднять высокие частоты. Чтобы побороть громкие басы, можно срезать высокие частоты.

Для записи или игры в просторных помещениях вам всегда понадобится потратить немного времени, чтобы настроить оптимальное звучание. Однако к этому в ваших руках должен быть правильный инструмент - как, например, качественная педаль басового овердрайва.

ЧИСТОТА ЗВУЧАНИЯ

Одна из общих ошибок бас-гитаристов - выставление уровня громкости педали на максимум для обеспечения более выразительного звучания своего инструмента от других. Постепенное увеличение громкости перерастает в настоящую битву - барабанщик пытается ударить сильнее, гитаристы подкручивают ручки усилителей, а вокалист срывается на крик, чтобы это компенсировать ... все это быстро выходит за пределы контроля.

Также это "смазывает" звучание бас-гитары, поскольку ваши динамики будут высекать больше басов по сравнению с другими участниками группы. Для достижения лучшей четкости и выразительности, нужно добавлять больше чистого сигнала. Это может показаться нелогичным, но в этом суть. Вот почему...

Качественная басовая педаль дает возможность гитаристу смешивать чистый сигнал и модифицированный (после наложения эффекта). Именно это является залогом достижения той чистоты звучания, которой все стремятся - плотный бас, выразительное звучание, четкая атака и прозрачность, которая предоставляет выразительность естественным обертонам вашей гитары.  Действительно удивляет, как удается оригинальному звучанию пройти весь этот путь преобразования и стать результирующим в достижении желаемого эффекта.

Поэтому советуем оставить регулятор громкости в покое и сфокусировать свое внимание на ручке «BLEND».

СИГНАЛ DI (direct injection)

Сигналы DI или LINE OUT — прекрасная возможность для бас-гитаристов как в студии, так и на сцене. Сигнал LINE OUT / DI является обособленным от других сигналов и может использоваться двумя путями:

Для усиления баса через PA (или с помощью FOH-инженера, если вам повезло иметь его в своей команде). Записанный DI сигнал очень полезен при работе в студии, давая возможность пропускать его для повторного усиления через различные усилители / кабинеты / микрофоны для достижения нужного звучания.
Однако большинство DI сигналов не учитывают оригинального звучания бас-гитары, поэтому их можно считать компромиссом для сцены или брать за основу при дальнейших модификациях в студии.

На самом деле, качественный DI сигнал должен обеспечивать полный спектр и сбалансированное звучание, не теряя присутствия вашего индивидуального звучания. Каждый гитарист стремится к уверенности в том, что то, что он слышит на сцене - то же, что слышит его зритель. В этом приближении LINE OUT/DI - то, что вам нужно.

Ниже приведено презентационное видео BOSS BB-1X Bass Driver – басовый предусилитель премиум-класса, созданный для четкой передачи всех нюансов игры, подчеркивая лучше. Здесь вы можете посмотреть, как вышеописанные четыре фактора "науки басового овердрайва" были реализованы для того, чтобы помочь гитаристам достичь главного - непревзойденного звучания.